Требования, предъявляемые к контрольно-кассовым машинам
3.8.2. Требования, предъявляемые к контрольно-кассовым машинам
Правительство РФ постановлениями от 7 августа 1998 г. № 904 и от 3 сентября 1998 г. № 1027 радикально изменило порядок применения ККМ в торговле, значительно ужесточив требования к их работе.
Требования к применению. Во всех организациях и предприятиях могут применяться только исправные ККМ с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. Перед приобретением ККМ необходимо убедиться в том, что они:
• допущены к использованию в соответствии с классификатором;
• имеют в случаях, установленных Государственной комиссией по ККМ, прикладные программы;
• оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание";
• находятся на учете в центре технического обслуживания (ЦТО), который ежегодно (в январе— феврале) обязан проводить проверку исправности;
• зарегистрированы в налоговых органах.
При истечении срока применения, в связи с исключением из реестра, ККМ должна быть снята с регистрации в налоговых органах, и с этого момента пользоваться ею запрещается.
Требования к реквизитам чека. Раньше требования к реквизитам чека ограничивались лишь отражением в нем номера ККМ, даты приема наличных денег и полученных сумм. Теперь вместо кассового чека покупателю (клиенту) разрешается выдавать вкладной (подкладной) документ, проведенный через ККМ и отражающий, как и чек, следующие реквизиты:
• наименование организации;
• идентификационный номер организации-налогоплательщика;
• заводской номер ККМ;
• порядковый номер чека;
• дату и время покупки;
• стоимость покупки или услуга;
• признак наличия фискальной памяти.
Установлен порядок применения ККМ с фискальной памятью — при этом на чеках, контрольных лентах и других документах должны быть специальные признаки. Такие кассы запрещено применять в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.
Требования к документации. Внесены изменения в порядок ведения книги кассира-операциониста для ККМ и в сроки хранения документации, подтверждающих денежные расчеты с покупателями.
Если ранее допускалось ведение общей книги кассира-операциониста на все ККМ в торговом зале, то сейчас за все ККМ в обязательном порядке применяется контрольная дата и по каждой ККМ отдельно ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.
Контрольная лента, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Ответственность за обеспечение их хранения несет руководитель организации.
Признаки неисправности. Ранее неисправностью ККМ (и в этом случае запрещалось ее использование) считалось отклонение в ее работе от технических требований, для определения которого требовалось заключение ЦТО. Сейчас предусмотрен конкретный перечень неисправностей ККМ. Она признается неисправной, если у нее:
• отсутствует или повреждена пломба ЦТО;
• отсутствует маркировка предприятия-изготовителя или одного из способов визуального контроля; а также если KKМ:
• не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает предусмотренные Положением и указанные выше реквизиты на чеке, контрольной ленте или других документах, предусмотренных техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти;
• не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной памяти и необходимые для осуществления контроля налоговым органом.
• применяет прикладные программы, не допущенные Комиссией к использованию конкретной моделью ККМ.
Эксплуатационные требования. Для того чтобы ККМ была допущена к работе, она должна отвечать таким требованиям, как:
• соответствие конструктивного исполнения машины типу предприятия, методу продажи, уровню цен на товары;
• простота конструкции, обеспечивающая удобство эксплуатации и ремонта;
• безупречная точность расчетов;
• высокая производительность;
• отражение вида операций и результатов расчетов;
• четкость показаний индикаторного механизма;
• надежность в работе;
• способность документального оформления операций;
• регистрация и учет данных для изучения покупательского спроса и получения коммерческой информации;
• компактность конструкции и незначительная масса;
• максимально низкая себестоимость и цена;
• эргономичность клавиатуры;
• совместимость с компьютерными системами;
• наличие интерфейса.
Эстетические требования. Эти требования включают:
• актуальный дизайн;
• высокое качество отделочных материалов;
• соответствие пропорций и отделки функциональному назначению;
• гармоничное сочетание цветового решения с интерьером торгового зала.