Оборудование предприятий торговли

         

Торгово-технологическое оборудование


Глава 2. Торгово-технологическое оборудование

2.1. Фасовочно-упаковочное оборудование

Характерная особенность подлинно рыночной экономики — комплексное развитие основных производств и отраслей производственной инфраструктуры, важнейшим звеном которой является тарное хозяйство. Без добротной тары невозможна организация производства, обращения и потребления сырья, изделий, товаров. Своевременное и полное обеспечение потребителей высококачественными и экономичными видами тары существенно влияет на эффективность производства и ритмичность функционирования предприятий, объединений, фирм, ассоциаций и успешное взаимодействие всех отраслей экономики.

Все это заставляет отечественных производителей проявлять повышенный интерес к таре, упаковке и упаковочной технологии. Увеличение доли фасованной продукции, повышение требований к ее сохранности, увеличение потребности в индивидуальной таре, асептических материалах, многослойных пленках во многом изменили ситуацию с упаковочными технологиями в России. В немалой степени этому способствовало активное проникновение на наши рынки зарубежных упаковочных фирм.

Импорт упаковочных машин составляет более 70%. Основными зарубежными поставщиками оборудования являются итальянские, немецкие, польские фирмы. В последнее время увеличились поставки из Израиля и стран Юго-Восточной Азии.

Итальянские машиностроители предлагают широкий спектр упаковочной техники — от оборудования для упаковки в термоусадочную пленку до роботизированных комплексов. Но существует также множество фирм, которые специализируются на определенных продуктах. В ведении одних находятся сыпучие продукты, в ведении других — молочные, кондитерские изделия и др.

Свое место на насыщенном рынке пытаются найти и отечественные производители. Оказавшись в условиях острой конкурентной борьбы, они стали усиленно работать над улучшением своей продукции. Все чаще на потребительском рынке появляется красочная качественная упаковка российского производства.

В структуре отечественного упаковочного производства основное место занимают бумага и картон — 38%, полимерные материалы — 22%.


Высоки доли металла и стекла.

Постоянно увеличивается выпуск оборудования для современных технологий упаковывания продовольственных товаров. Здесь упаковка должна обеспечить доставку потребителям продуктов не только в привлекательном виде, но и сохранить их высокое качество на длительный срок.

В этих целях применяют различные упаковки, в том числе и упаковки с защитным газом. Такие упаковки обязательны для мясных продуктов, особенно в сфере самообслуживания, где товар демонстрируется покупателю в упаковке, а также для пленочного созревания ветчины и сыра. Использование защитных газов находит применение как в пищевых производствах, так и в торговле. Газонаполненные упаковки отличаются тем, что в них изменяется атмосфера. Воздух заменяется на подходящий для данного продукта газ или газовую смесь. Эти упаковки также известны под названием "аромозащитные упаковки", поскольку они позволяют долго сохранять аромат продукта.



Газовая защитная (или аромозащитная) упаковка позволяет обеспечить хорошую защиту продукта во время его хранения и транспортировки. Для изготовления мясных товаров и их упаковки чаще всего применяются три газа. СО2 (твердая двуокись углерода), N2 (жидкий азот); О2 (кислород).

Используют преимущественно:

• куттерование с использованием жидкого азота (при производстве мясного фарша),

• обработку тумблером с применением криогенного холода (при производстве вареной ветчины);

• прямое быстрое охлаждение (при приготовлении мясных соусов).

Для упаковок мясных изделий с использованием защитного газа применяют упаковочные материалы, предупреждающие проникновение газа и водяного пара. Продукт остается свежим и ароматным, не подвергаясь порче во влажной атмосфере.

В последнее время все большее распространение получает асептическая технология переработки и упаковки пищевой продукции. Асептическая упаковка гарантирует хранение пищевых продуктов вне холодильных камер в течение длительного срока Асептическая концепция — это стерилизация упаковочного материала перед его формовкой.



Длительные сроки годности продуктов питания гарантируют и ультрафиолетовые стерилизующие модули. На установках наполнения, расфасовки и заделывания они обеспечивают стерилизацию упаковочных материалов еще до их соприкосновения с продуктами питания. Таким образом, отпадает необходимость в какой-либо дополнительной обработке. Эти модули характеризуются высокой интенсивностью излучения. Буквально за несколько секунд отмирают любые вирусы, бактерии, грибки и т. д. без использования каких-либо химикатов.

Этим методом успешно стерилизуют стаканчики различных форм, используемые для упаковки молочных продуктов, заделочные пленки, пленочные рукава и крышки для стеклянных баночек и бутылок. Стерилизация проводится так интенсивно, что она сокращает число бактерий почти на 100%. Облученные поверхности достигают такой степени чистоты, которая соответствует классу упаковок, обозначаемых как "стерилизованные упаковочные материалы".

Производители упаковки оказались наиболее подготовленными к изменению требований потребительского рынка. Вместе с повышением требований к качеству материалов и дизайну упаковки потребовалось изменить всю систему сбыта, применять различные методы стимулирования продажи, осуществлять активную рекламную деятельность.

В своей конкурентной борьбе производители упаковки используют ценовую составляющую, стремясь, с одной стороны, загрузить производственные мощности, а с другой — искать и находить свои рынки сбыта, новые технологические материалы. При этом цены отечественных производителей во многих случаях приближаются к мировым, однако слабая техническая и технологическая база, налоговые, таможенные, транспортные проблемы не позволяют пока нашим производителям конкурировать на равных с зарубежными фирмами. На данный момент 10—12% тары из гофрокартона, 35—40% коробочной и этикеточной продукции, 35—40% гибкой упаковки поставляются по импорту

В настоящее время затраты на упаковку в России составляют от 1,8 до 2,3 млрд. долл. США в год. Наибольшую долю в них занимают затраты на гофрокартонную тару, упаковку из бумаги, картона и полимерных пленок Однако 49% (0,9—1,2 млрд.


долл. США) приходится на закупку упаковочных машин, хранение упаковочных материалов, обеспечение тароупаковочного процесса. Непосредственно затраты на упаковочные материалы составляют 850—1040 млрд. долл. США в год. Самыми быстрыми темпами развивается рынок гибкой полимерной упаковки, ПЭТ-бутылок, самоклеящихся этикеток, жестяной упаковки.

Открытость экономики России, жесткая конкурентная борьба за потребителя, свобода перемещения товарных потоков и установления хозяйственных связей, острая конкуренция со стороны зарубежных таро- и товаропроизводителей заставили наших потребителей и производителей изменить методы работы на рынке и повысить требования к упаковке.

Упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от загрязнений, повреждений, потерь, воздействия окружающей среды. Она, как и товар, является также средством обращения.

Упаковка несет на себе информацию о товаре, что в значительной степени повышает спрос на продукт.

Значение упаковки в торгово-технологическом процессе выражается в:

• предохранении товара от вредного воздействия внешней среды, но также внешней среды от вредного влияния товара;

• защите товара от негативного воздействия других товаров;

• обеспечении условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;

• создании условий для пакетирования товаров, а следовательно, для их механизированной обработки;

• выполнении роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы,

• максимальной защищенности продуктов от механических воздействий при транспортировке;

• обеспечении возможностей для эффективной транспортировки, складирования, погрузки и выгрузки товаров.

В условиях насыщения товарного рынка упаковка приобретает новое функциональное значение — становится общей с товаром единицей потребления, несущей в себе функции тары, источника информации и средства технологии потребления.

Таким образом,  упаковка,  как логотип или товарный знак, может начать действовать на человека на подсознательном  уровне,  вызывая  тот  или  иной  эмоциональный отклик.  Основная ее цель — не управление сознанием человека,  а  демонстрация  ему  товара,  заключающаяся прежде всего в ознакомлении и оказании помощи в принятии решения.В этом случае упаковка выступает частью товара,  являясь  средством  его  выразительности и передачи информации, одновременно скрывая и демонстрируя товар.

Назначение фасовочно-упаковочного оборудования состоит в том, чтобы осуществлять весовое дозирование и автоматическую упаковку сыпучих, гранулированных, кристаллических и мелкоштучных продовольственных и непродовольственных товаров, а также штучных малоразмерных изделий.


Содержание раздела