Материаловедение и ТКМ


Неорганическое стекло


Неорганическое стекло следует рассматривать как осо­бого вида затвердевший раствор — сложный расплав высокой вязкости кислотных и основных оксидов.

Стеклообразное состояние является разновидностью аморфного состояния вещества. При переходе стекла из расплавленного жидкого состояния в твердое аморфное в процессе быстрого охлаж­дения и нарастания вязкости беспорядочная структура, свой­ственная жидкому состоянию, как бы «замораживается». В связи с этим неорганические стекла характеризуются неупорядочен­ностью и неоднородностью внутреннего строения.

Стеклообразующий каркас стекла представляет собой непра­вильную пространственную сетку, образованную кремнекислородными тетраэдрами SiO4.

В состав неорганических стекол входят стеклообразующие оксиды кремния, бора, фосфора, германия, мышьяка, образующие структурную сетку и модифицирующие оксиды натрия, калия, лития, кальция, магния, бария, изменяющие физико-химические свойства стекломассы. Кроме того, в состав стекла вводят оксиды алюминия, железа, свинца, титана, бериллия и др., которые самостоятельно не образуют структурный каркас, но могут частич­но замещать стеклообразующие оксиды и этим сообщать стеклу нужные технические характеристики. В связи с этим промышлен­ные стекла являются сложными многокомпонентными системами.

Стекла классифицируют по стеклообразующему веществу, по содержанию модификаторов и по назначению.

В зависимости от химической при­роды стеклообразующего вещества стекла подразделяют на силикатные (SiO2), алюмосиликатные (А12О3— SiO2), боросиликатные (В2О3—SiO2), алюмоборосиликатные (А12О3—В2О3—SiO2), алюмофосфатные (А12О3—Р2О5) и др. По содержанию модификаторов стекла бывают щелочными (содержащими оксиды Na2O, K2O), бесщелочными и кварцевыми. По назначению все стекла подразделяют на техниче­ские (оптические, светотехнические, электротехнические, химико-лабораторные, приборные, трубные); строительные (оконные, вит­ринные, армированные, стеклоблоки) и бытовые (стеклотара; посудные, бытовые зеркала и т.


Начало  Назад  Вперед