Восстановление деталей и повторное использование материалов

         

Причины выхода машин из строя


Классификация причин разрушения деталей машин.

Наблюдения за износом и повреждениями деталей машин при эксплуатации по­зволили выделить пять основных видов разрушения деталей.

  1. Деформация и изломы (хрупкий, вязкий, усталостный изломы, остаточная деформа­ция, контактные усталостные повреждения).
  2.  Механический износ (истирание металлических пар, абразивный износ, питтингование).
  3. Эрозионно-кавитационные повреждения (жидкостная эрозия, кавитация, газовая эро­зия).
  4. Коррозионные повреждения (атмосферная коррозия, коррозия в электролитах, газовая коррозия)
  5. Коррозионно-механические повреждения  (коррозионная  усталость,   коррозионное растрескивание, коррозия при трении).

Рассмотрим некоторые примеры характерных разрушений деталей машин. Остаточная деформация. Этому виду разрушения подвержены бандажи и крановые колеса, рельсы, напряженные болты, подшипники качения. Характер повреждения - изменение геометрической формы (удлинение, изгиб, вмятины) Причины разрушения - длительное действие переменных контактных, растягивающих или сжимающих напря­жений, повышение температуры металла.

Вязкий излом. Подвержены связи и анкерные болты, несущие элементы ферм, напряженные болты. Разрушение сопровождается значительной деформацией Поверх­ность излома матовая, волокнистая. Причина разрушения значительные перегрузки из-за нарушения нормальных условий эксплуатации

Хрупкий излом. Таким образом разрушаются сварные соединения, фасонные дета­ли, болты, пальцы, втулки с повышенной твердостью Разрушение происходит при не­значительной деформации. Поверхность излома имеет кристаллическое строение При­чины разрушения - наличие ударных нагрузок, дефекты термообработки, повышенное содержание фосфора в стали, наличие концентраторов, трещин.

Усталостный излом. Подвержены рамы, оси, шатуны, болты, сварные соедине­ния, подвергающиеся воздействию длительных знакопеременных, нагрузок. Характер повреждений - образование трещин. Причина разрушения - понижение прочности ме­талла, действие знакопеременных нагрузок, циклические, термические напряжения, на­личие концентраторов напряжений.




Абразивный износ. Характерен для деталей ходовой части тракторов, исполни­тельных механизмов формовочных машин, пескометов, открытых передач и т.д. Харак­тер повреждения - постепенное изменение размеров. На поверхности наблюдаются рис­ки параллельные направлению трения. Причины разрушения - взаимодействие трущихся поверхностей с абразивными частицами.

Истирание  металлических пар. Подвержены подшипники скольжения, валы, оси, направляющие, цепные передачи, втулки и т.д. Характер повреждений - постепенное изменение геометрических размеров деталей. Причина разрушения - длительное трение сопряженных деталей.

Заедание. Присуще для шестерен зубчатых передач, подшипников качения и т.д. Характер повреждения - адгезия, вырывание частиц металла из контактных поверхно­стей. Причина разрушения - нарушение жидкостного трения при высоких скоростях.

Далее следует рассмотреть условия эксплуатации и способы повышения долго­вечности некоторых деталей машин.

Болты и шпильки резьбовых соединений в процессе эксплуатации подвергаются действию статических (при предварительной затяжке) и переменных напряжений. Их изготавливают из сталей: 10, 15, 20, 35, 40, 35Х, 40Х и др. При эксплуатации основ­ные виды повреждений: усталостные изломы и деформация. Для повышения долго­вечности: необходимо повысить предел прочности стали, уменьшить концентрацию напряжений, произвести обкатку резьбы роликом.

Колеса зубчатых передач в процессе эксплуатации подвержены изгибу зубьев, контактному сжатию, трению и ударам при изменении частоты вращения. Они изго­тавливаются из сталей: 35, 40, 45, 35Х. 40Х, 40ХН. 38ХГН, 12ХНЗА, 40ХНМА, пла­стмасс, капролона. Основные виды повреждений: излом зуба (при перегрузке), вы­крашивание и изнашивание зубьев. Для повышения долговечности следует выпол­нить: коррегирование зуба, поверхностную закалку, цементацию, азотирование по­верхности зубьев.

Червяки и колеса червячных передач подвержены в процессе эксплуатации трению витков червяка о рабочую поверхность зубьев колеса, изгибу зубьев колеса.


Изготавливают, червяки - из конструкционной стали, колеса - из бронзы Бр.010Ф1 или Бр.А9Ж4, чугуна СЧ20 или СЧ25. Основные виды повреждений - пластическая деформация, излом зубьев колеса. Для повышения долговечности следует выпол­нить: коррегирование зуба колеса, закалку или цементацию рабочей поверхности витков червяка.

Валы и оси в процессе эксплуатации подвергаются изгибу, кручению, трению скольжения между цапфой и опорой. Изготавливают из сталей: 40, 45, 40Х, 45Х, 38ХГН, 37ХНЗА. Основные виды повреждений: усталостные поломки, изнашивание и задиры цапф. Для повышения долговечности уменьшают количество концентрато­ров, шлифуют цапфы, производят поверхностную закалку, наклеп галтелей.

Опоры скольжения подвергаются трению скольжения между опорой и цап­фой. Изготавливают из антифрикционных материалов, баббитов, чугунов, металло­керамики. Основные виды повреждений при эксплуатации: изнашивание, заедание, усталостное разрушение поверхностей трения. Для повышения долговечности улуч­шают условия жидкостного трения, повышают жесткость опор и точность изготов­ления.

В подшипниках качения имеет место трение тел качения о наружные и внут­ренние кольца. Тела качения и кольца изготавливают из сталей: ШХ15, ШХ9, ШХ15СГ, 9X18, 15Х, 18ХГТ, 20Х2Н4А; сепараторы  из низкоуглеродистой стали, бронзы, латуни. Основные виды повреждений при эксплуатации: излом колец, раз­рушение тел качения, изнашивание тел качения и колец, усталостное выкрашивание, заедание. Для повышения долговечности предлагается обеспечивать податливость корпуса в нагруженной части подшипника.


Содержание раздела