Восстановление деталей и повторное использование материалов

         

Электромеханическая обработка


Электромеханическая обработка (ЭМО) основана на сочетании термического и силового воздействия на поверхностный слой обрабатываемой детали. Сущность этого способа заключается в том, что в процессе обработки через место контакта инструмента с изделием проходит ток большой силы и низкого напряжения, вследствие чего высту­пающие гребешки подвергаются сильному нагреву, под давлением инструмента дефор­мируются и сглаживаются, а поверхностный слой металла упрочняется.

Принципиальная схема ЭМО на токарном станке показана на рис. 20. От сети напряжением    220 - 380 В ток проходит через пони­жающий трансформатор, а затем - через место контакта детали с инструментом. Сила тока и вто­ричное напряжение регулируется в зависимости от площади кон­такта, исходной шероховатости поверхности и требований к ка­честву поверхностного слоя

Рис.20

На рис.20: 1 - рубильник; 2 - реостат; 3 - вторичная обмотка; 4 - патрон; 5 - деталь; 6 -задняя бабка, 7 - инструмент.

Процесс ЭМО имеет разновидности: электромеханическое сглаживание (ЭМС), электромеханическую высадку металла (ЭМВ). Высадка является основной операцией электромеханического восстановления деталей, а поэтому часто под ЭМВ подразумева­ется сам способ восстановления.

С точки зрения металловедения, процессы ЭМО можно отнести к особому типу поверхностной термомеханической обработки (ТМО). При этом наблюдается получение особой мелкодисперсной и твердой структуры лишь в поверхностном слое, обладающем высокими физико-механическими и эксплуатационными свойствами

Процесс восстановления деталей методом ЭМО основан на перераспределении материала восстанавливаемой детали. При этом различают два способа восстановления: без добавочного материала и путем закатывания добавочного металла.

При осуществлении восстановления посадочных поверхностей нормально изношенных дета­лей без добавочного металла (рис. 21) технологи­ческий процесс состоит из двух операций: высад­ки металла и сглаживания посадочной поверхно­сти до определенного размера.
В первом случае обработка проводится пластиной 2 из твердого сплава, ширина поверхности контакта которой численно меньше подачи примерно в три раза, а во втором случае - твердосплавной пластиной 3, ширина контакта которой значительно превышает подачу.



Рис. 21

При восстановлении деталей с введением дополни­тельного металла (рис.22) производится глубокая высадка изношенной поверхности детали 1 пластиной 2, затем для лучшего направления проволоки (добавочного металла) производится некоторое сминание вершин выступов, после чего в канавку вставляется конец про­волоки 3 и производится электромеханическое сглажива­ние пластиной 4 при малой окружной скорости. При этом вводимая проволока имеет принудительное направление.



Рис. 22


Содержание раздела