Практический инструментарий организации управления


Понятие конкурентоспособности: сущность, формы и методы оценки - часть 7


При оценке КСП по нормативным параметрам единичный показатель может принимать только два значения: 1 и 0. Если анализируемый товар соответствует обязательным нормам и стандартам, этот показатель равен 1; в противном случае показатель приравнивается к нулю.

Однако дифференциальный метод дает возможность лишь констатировать факт КСП продукта или наличия у него недостатков по сравнению с товарами-аналогами и фактически не позволяет решать более сложные задачи.

Вслед за дифференциальным методом, появился комплексный метод оценки КСП продукта. Он основан на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого продукта и образца.                                              

Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:

,                                            (4.5.)

где Iнп – групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;

qнi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитывается по формуле (4.3.);

n - число нормативных параметров, подлежащих оценке.

Если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на рассматриваемом рынке.

Расчет группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) производился по формуле:

,                                              (4.6.)

где Iтп – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру, рассчитывается по формулам (4.3.), (4.4.);

ai – весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;

n – число параметров, участвующих в оценке.

Полученный групповой показатель Iтп характеризовал степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей; основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах рыночных исследований, спросов потребителей, семинаров, выставок образцов; в случае трудностей, возникающих при проведении рыночных исследований, а также в целях упрощения расчетов и проведения ориентировочных оценок из технических параметров могла быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр – полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении (для повышения точности оценки необходимо учесть влияние на его величину эргономических, эстетических и экологических параметров).




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин