Практический инструментарий организации управления


Понятие конкурентоспособности: сущность, формы и методы оценки - часть 6


Ведь в первые годы рыночных отношений наблюдалась, в буквальном смысле, паника из-за наплыва высококачественного и порой дешёвого товара из-за рубежа. Большинство предприятий не смогли адаптироваться к быстро меняющейся окружающей среде и, как результат, конкурентоспособность их товара молненостно упала. Методы оценки конкурентоспособности не исходили из принципа, что «клиент всегда прав» и «всё для потребителя». В результате чего «в главу угла» ставили товар и его характеристики, не придавая значение потребительской ценности. Оценка производилась путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения[49].

Сравнения проводились по группам технических и экономических параметров. При оценке использовались дифференциальные, комплексные и смешанные методы оценки.

Сначала появились дифференциальные методы оценки. Дифференциальный метод оценки основан на использовании единичных параметров взятого продукта и сопоставляемого с ним образца (или потребности). В результате определяют, достигнут ли уровень в целом, по каким параметрам он отстает, какие из них максимально отличаются от базовых.

Если за базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводился по формуле:

   (i = 1, 2, 3,...,n),                          (4.3.)

,                                        (4.4.)

где qi`, qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му  техническому параметру;

Pi – величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Piо – величина i-го параметра для изделия, принятого за образец.

Анализ результатов оценки: из формул (4.3.) и (4.4.) выбирают ту, в которой росту единичного показателя соответствуют повышение конкурентоспособности (например, для оценки производительности – формула (4.3.), а для удельного расхода топлива – формула (4.4.); если технические параметры продукции не имеют физической меры (например: комфортность, внешний вид, соответствие моде), для придания этим параметрам количественных характеристик необходимо использовать экспертные методы оценки в баллах.




Начало  Назад  Вперед