Практический инструментарий организации управления


Методика исследования конкуренции на рынке отрасли


В настоящее  время  множество  современных   рынков характеризуются как конкурентные. Следовательно, возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности,  в знании сил и рыночных факторов, оказывающих наибольшее влияние на конкуренцию и ее перспективы.

Предварительным, но обязательным этапом исследований конкуренции на рынке является сбор и анализ информации, необходимой, и в конечном итоге, для выбора конкурентных стратегий. Полнота и качество собранной информации во многом определяют эффективность дальнейшего анализа.

  Основным этапом анализа конкуренции на рынке является оценка на базе анализа основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции, степени подверженности рынка процессам конкуренции.

Рассмотрим российский рынок  широкогорлой стеклотары, характеризующийся как весьма привлекательный, с растущим спросом и большими потенциальными возможностями на примере ЗАО «Камышинский стеклотарный завод», который занимает лидирующие позиции в рейтинге российских предприятий стеклотарной промышленности.

Поскольку конкурентная среда формируется  не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, для анализа конкуренции на рынке в соответствии с моделью М. Портера учитываются следующие группы факторов[51]:

- соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов (центральный ринг») – ситуация в отрасли;

- конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями, - влияние товаров-заменителей;

- угроза появления новых конкурентов – влияние потенциальных конкурентов;

- позиции поставщиков, их экономические возможности – влияние  поставщиков;

- позиции потребителей, их экономические возможности – влияние  покупателей.

Каждая из рассматриваемых сил конкуренции может оказывать различное как по направлению, так и по значимости воздействие на ситуацию в отрасли,  а их суммарное воздействие в итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место предприятия на рынке и его успешность.


Начало  Назад  Вперед