Анализ конкурентоспособности предприятия на рынке с использованием метода расстановки приоритетов - часть 6
1) составление экспертной системы;
2) расчет вектор-столбца, который представляет собой допустимое просуммированное значение всех вариант (критериев);
3) определение абсолютного приоритета, где цифры каждой строки умножаются на соответствующий показатель вектора-столбца;
4) расчет относительного приоритета, который представляет собой пронормированное значение абсолютной важности, то есть общая сумма абсолютных приоритетов принята за единицу, и определяется удельный вес по каждому варианту в его общей сумме.
Применение данного метода для оценки структуры показателей конкурентоспособности предполагает выделение критериев и вариантов.
Для нашего примера критериями будут выступать элементы комплекса маркетинга, такие как продукт, цена, каналы сбыта, продвижение продуктов на рынке.
Варианты представляют собой предприятия-конкуренты на рынке стеклотары, такие как «Иристонстекло» (Владикавказ), «Стеклолит», Мишероньский стекольный завод (Московская область), Каменск–Шахтинский стекольный завод (Ростовская область).
Результаты определения значимости критериев и значимости вариантов по критериям представлены в таблицах 4.1. – 4.13.
Таблица 4.1. – Экспертная система для определения значимости критериев по фактору – продукт
Наименование критериев |
Критерии |
Вектор-столбец |
Абсолютный приоритет |
Относительный приоритет |
||||
k1 |
k2 |
k3 |
k4 |
k5 |
||||
Качество |
=1 |
> |
> |
> |
> |
7 |
34 |
0,30 |
Универсализм |
< |
=1 |
> |
< |
> |
5 |
22 |
0,19 |
Ассортимент |
< |
< |
=1 |
< |
> |
4 |
17,5 |
0,15 |
Упаковка |
< |
> |
> |
=1 |
> |
6 |
27,5 |
0,24 |
Стиль |
< |
< |
< |
< |
=1 |
3 |
14 |
0,12 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
115 |
1 |
Таблица 4.2. – Экспертная система для определения значимости критериев по фактору – цена