Сокращение объемов сжигания попутного газа

         

Сокращение объемов сжигания попутного газа


Международный Круглый стол “Современные технологии и практика по сокращению объемов сжигания попутного газа” был организован Технологическим центром Россия – ЕС. Основная цель проведения данного Круглого стола - обеспечение возможностей для представителей основных нефтегазовых компаний и официальных лиц из ЕС и России обменяться мнениями относительно наиболее современных технологий и практики, применяемых для увеличения объемов переработки и использования попутного газа, являющегося побочным продуктом при добыче нефти. Кроме того, принимая во внимание важную роль законодательной и регулирующей основы в организации процесса использования попутного газа, Круглый стол был также нацелен на изучение законодательных аспектов проблемы, в особенности, в свете ужесточения требований по охране окружающей среды.

По оценкам, ежегодный объем сжигания попутного газа в мире составляет более 100 млрд. куб. м, сжигание и удаление попутного газа способствует значительному увеличению суммарных выбросов парниковых газов и оказывает серьезное негативное влияние на состояние окружающей среды. С использованием современных технологий и практики в производстве и с принятием соответствующей регулирующей основы потенциал сокращения сжигания и удаления попутного газа становится весьма значительным.

По оценкам большинства участников Круглого стола, в 2005 г. Россия станет мировым лидером в производстве попутного газа. Таким образом, принимая во внимание прогнозируемый дальнейший рост добычи нефти, становится необходимым увеличение объема утилизации попутного газа. В противном случае, по мере роста добычи нефти будет происходить неизбежное увеличение объемов его сжигания.

Участники Круглого стола отметили, что с технической точки зрения существует несколько решений по переработке и утилизации попутного газа. Тем не менее, каждый конкретный случай по снижению объемов сжигания ПНГ должен быть тщательно проанализирован в целях нахождения наиболее адаптированного решения. Участникам Круглого стола был представлен ряд технологий и связанная с ними практика по использованию ПНГ в нефтяной отрасли, в частности:




  • Производство сухого отбензиненного газа и его транспортировка по трубопроводам
  • Закачка газа в пласт для повышения внутрипластового давления на месторождении
  • Производство электроэнергии для ее передачи в энергосистему, или использования для нужд нефтедобычи
  • Производство сжиженного попутного газа и его транспортировка танкерами
  • Использование ПНГ в качестве сырья для нефтехимического производства
  • Переработка попутного газа и производство метанола для его дальнейшего применения на транспорте


  • Переработка газа с использованием технологий «Gas-to-Liquids» и «Gas-to-Solids»
  • Конверсия ПНГ в другие формы энергии, например, в тепловую энергию, используемую для централизованного теплоснабжения
Более детальная информация о технологиях и практике использования попутного газа представлена в Приложении 1.

Участники Круглого стола также подробно обсудили препятствия, возникающие на пути утилизации попутного газа. Эти препятствия были сгруппированы в 4 основных вида:

1)       Препятствия, связанные с нахождением “оптимального технического решения”

Принимая во внимание тот факт, что попутный газ добывается в различных объемах и различается по составу, альтернативные решения по его использованию должны рассматриваться в каждом конкретном случае в целях нахождения оптимального решения, основанного на анализе информации, связанной с ожидаемым объемом добычи и химическим составом. При проведении анализа особенно важно учитывать вредные примеси, а также общий химический  состав попутного газа. При этом сложность нахождения “оптимального технического решения” связана с ростом суммарных затрат на снижение объемов сжигания ПНГ.

2)       Препятствия, связанные с “расстоянием от рынка”

Обычно добыча попутного газа не осуществляется вблизи от рынков, следовательно, возникают дополнительные затраты при его использовании. Эта проблема усугубляется за счет ограничений в способах транспортировки попутного газа в России.  Во время работы Круглого стола специально обсуждались вопросы, связанные с тем, каким образом расстояние от мест добычи попутного газа до рынка определяет выбор наиболее подходящего и коммерчески жизнеспособного решения по использованию ПНГ (см.

соответствующую диаграмму ниже).



Источник: Chang 2001

3)       Препятствия, связанные с “формированием цены на попутный газ”

Основной причиной недостаточного использования попутного газа являются высокие затраты на его сбор и транспортировку, определяемые низкими регулируемыми ценами  на это сырье. В настоящее время бизнес, связанный с утилизацией попутного газа, не является привлекательным, так как не приносит прибыли нефтяным компаниям. Единственным исключением является использование попутного газа для покрытия собственных нужд в электрической и тепловой энергии при разработке месторождений нефти. Тем не менее, на эти нужды расходуется лишь незначительный объем добываемого попутного газа. Существующее ценообразование на попутный газ рассматривается как наиболее серьезное препятствие, которое следует принимать во внимание при решении проблемы его утилизации.

4)       Препятствия, связанные с “доступом к трубопроводам и к перерабатывающим заводам”

Учитывая существование монополии на транспортировку и переработку газа в России, доступ для производителей попутного газа к газопроводам и газоперерабатывающим заводам ограничен. График и условия, на которых предоставляется этот доступ, в значительной степени не урегулирован, что оставляет право за монополиями формировать собственные правила доступа к транспортной системе. Во многих случаях ненадежные условия доступа, либо полное его отсутствие не позволяют производителям попутного газа выполнять свои обязательства по его утилизации, прописанные в лицензионных соглашениях, в результате чего эти производители подвергаются штрафным санкциям.

Выводы

  • Совершенно очевидно, что перечисленные выше препятствия в значительной степени связаны с необходимостью создания более совершенной законодательной и регулирующей базы, способствующей увеличению объемов переработки и использования попутного газа. Отсутствие адекватной законодательной и регулирующей основы является основным препятствием для увеличения переработки и утилизации попутного газа в России.
  • Большинством участников отмечалась серьезная задержка в принятии федерального закона “О государственном регулировании использования нефтяного (попутного) газа”, и это, в конечном счете, является причиной нерешенности описанных выше проблем.


    Кроме того, прямым результатом неурегулированности вопроса является отсутствие положительной динамики в снижении выбросов парниковых газов в рамках требований Киотского протокола, а также в развитии рынка попутного газа.
  • Участники Круглого стола акцентировали внимание на основных вопросах, которые должны быть четко прописаны в новом регулирующем законодательстве, в частности:
o        формирование справедливых цен на природный газ, обеспечивающих баланс интересов между производителями нефти, естественными монополиями и потребителями;

o        ликвидация противоречий в существующем законодательстве и введение требований по использованию попутного газа в  каждое лицензионное соглашения на разработку нефтяных скважин;

o        создание одинаковых условий для всех участников путем установления рыночных правил по переработке и использованию попутного газа с учетом наиболее важных факторов, влияющих на условия и сроки его утилизации, таких как местоположение, объемы и качество производимого попутного газа;

o        обеспечение открытого и справедливого доступа к существующей системе трубопроводного транспорта в целях транспортировки попутного газа к перерабатывающим заводам;

o        принятие мер, поощряющих создание новой инфраструктуры всеми заинтересованными сторонами;

o        обеспечение открытого и справедливого доступа к энергосистеме для всех производителей попутного газа;

    • обеспечение условий для формирования адекватной тарифной системы для транспортировки продуктов переработки попутного газа по железной дороге;
o        формирование системы штрафов за сжигание и удаление попутного газа, предусматривающей их увеличение с целью возмещения причиненного ущерба окружающей среде в том регионе, где газ сжигается;

o        установление справедливой системы ответственности всех вовлеченных сторон в переработку попутного газа (производителей, переработчиков, операторов по транспортировке и т.д.).



  • Становится очевидным, что упомянутая выше законодательная основа должна быть создана в рамках разработки долгосрочной государственной программы по рациональному использованию попутного газа с учетом региональной составляющей проблемы.
  • Участники отметили, что потенциал для улучшения экономических параметров проектов по снижению объемов сжигания попутного газа благодаря использованию киотских механизмов (проекты совместного осуществления) зависет от того, каким образом будут выполняться в России обязательства по Киотскому протоколу. Участники Круглого стола вновь подчеркнули необходимость своевременной разработки федеральными органами власти нормативной и законодательной базы для использования киотских механизмов и создания единых стандартов по снижению объемов сжигания попутного газа в соответствии с требованиями Киотского протокола.
  • Участники подчеркнули, что Правительству РФ следует создать достаточную мотивацию для компаний по предоставлению надежной и прозрачной информации по производству попутного газа, включая формирование надежной системы мониторинга (на региональном уровне).
  • Участниками была отмечена необходимость использования общего для всех заинтересованных сторон подхода к решению вопроса о сокращении объемов сжигания попутного газа и реализации проектов по строительству заводов для переработки газа. В связи с этим предлагается создание регионального координационного совета по вопросу рационального использования попутного газа с участием заинтересованных региональных органов власти.
  • Все участники подчеркнули необходимость дальнейшего обмена технологиями и ноу-хау между Россией и ЕС, связанных с переработкой и утилизацией попутного газа. Кроме того, было внесено предложение о том, чтобы в новую законодательную и регулирующую базу были включены механизмы инициирования и стимулирования производителей попутного газа, направленные на использование современных технологий и оборудования.
Рекомендации

Большинство выводов, представленных выше, содержат в себе общие рекомендации, при этом наиболее важные рекомендации Круглого стола могут быть сформулированы следующим образом.Основная проблема, связанная со снижением объемов сжигания попутного газа - это не проблема использования технологий, и даже не проблема, которая может быть решена на отраслевом уровне. Суть вопроса по снижению объемов сжигания попутного газа в России связана с необходимостью развития соответствующей законодательной и регулирующей основы по рациональному использованию попутного газа. Именно поэтому участники Круглого стола рекомендуют, чтобы этот вопрос был вынесен на уровень энергодиалога между Россией и ЕС, который предусматривает использование специальных механизмов для решения политических вопросов совместного интереса. В соответствии с достигнутыми договоренностями, на последнем саммите Россия – ЕС в ноябре 2004 г. были сформированы тематические рабочие группы по вопросам взаимного интереса. Участники Круглого стола рекомендуют, чтобы вопросы сокращения сжигания попутного газа решались в рамках одной из этих тематических групп.


Содержание раздела