Организация транспортного обслуживания населения

         

Развитие городского пассажирского транспортного комплекса


Развитие городского пассажирского транспортного комплекса в условиях экономических реформ предопределило возникновение противоречий между характером взаимоотношений субъектов рынка транспортного обслуживания и правовой основой этих взаимоотношений. Главная причина указанного противоречия заключается в том, что действующие нормативные правовые акты, регламентирующие условия выполнения городских пассажирских перевозок, базируются на системе транспортного законодательства, сложившейся еще в дорыночный период. За всю историю формирования и развития комплекса городского пассажирского транспорта специальное транспортное законодательство как система взаимоувязанных норм, базирующихся на единых принципах, по ряду причин не сложилось.
Основные федеральные нормативные правовые акты по вопросам организации транспортного обслуживания населения <1, 2, 3>[1] были введены в действие еще в советские годы, как следствие, в них отсутствуют какие-либо упоминания о возможности организации пассажирских перевозок индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. Более того, в этих нормативных правовых актах прямо указано, что их действие распространяется на «автотранспортные предприятия и организации Министерства автомобильного транспорта РСФСР».
С середины 1990-х годов федеральные нормативные правовые акты по вопросам организации транспортного обслуживания населения <4, 5, 6> стали распространять свое действие и на индивидуальных предпринимателей, однако посвящены они были исключительно вопросам обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении маршрутных перевозок автомобильным транспортом и не давали ответа на вопрос, каковы полномочия органов местного самоуправления в сфере организации транспортного обслуживания населения. Еще одним недостатком действующего федерального законодательства является отсутствие четкого определения понятия «маршрутный таксомотор»[2]. Таким образом, частные пассажирские перевозчики работают в разрешенном виде пассажирских перевозок, однако требования к этому виду перевозок точно не сформулированы.


Анализ действующего федерального законодательства позволил выявить следующие основные обязанности пассажирских перевозчиков независимо от их формы собственности:
соблюдение порядка организации маршрутов перевозок пассажиров автомобильным транспортом;
согласование паспорта маршрута с муниципальным органом управления городским пассажирским транспортным комплексом;
проведение регулярных обследований маршрута;
соблюдение требований по экипировке автобусов;
соблюдение режима труда и отдыха водителей;
соблюдение расписания движения;
соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
соблюдение требований по охране транспортных средств;


соблюдение требований по техническому обслуживанию и техническому осмотру подвижного состава;
соблюдение требований по медицинскому осмотру и освидетельствованию водительского состава и т.д.
Указанное выше согласование паспорта маршрута с муниципальным органом управления городским пассажирским транспортным комплексом – это единственная напрямую зафиксированная в действующем федеральном законодательстве возможность органов местного самоуправления каким-либо образом обеспечить регулирование деятельности частных пассажирских перевозчиков на маршрутах городского пассажирского транспортного комплекса. Однако в случае соответствия паспорта маршрута требованиям, изложенным в федеральном законодательстве (соответствие подвижного состава и проезжей части требованиям по безопасности дорожного движения, наличие расписания движения, разработанного самим перевозчиком), у муниципальных органов управления городским пассажирским транспортным комплексом нет каких-либо иных возможностей упорядочить работу частных пассажирских перевозчиков.
В связи с отсутствием в настоящее время необходимой для рыночных условий нормативно-правовой базы органы местного самоуправления многих муниципальных образований разрабатывают собственные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность городского пассажирского транспортного комплекса.


Впрочем, следует признать, что в большинстве муниципальных образований разработка нормативно-правовой базы по вопросам организации транспортного обслуживания населения еще далека от завершения.
В настоящей работе представлены методические рекомендации фонда «Институт экономики города» по следующим основным направлениям организации транспортного обслуживания населения муниципальных образований:
формирование принципов и методов организации транспортного обслуживания населения муниципального образования;
формирование политики тарифного регулирования хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги по транспортному обслуживанию населения;
формирование договорных отношений между муниципальным органом управления городским пассажирским транспортным комплексом и пассажирскими перевозчиками всех форм собственности;
формирование конкурентных отношений в сфере транспортного обслуживания населения муниципальных образований.
Методические рекомендации сопровождаются разработанными в Институте экономики города для конкретных муниципальных образований Российской Федерации проектами нормативных правовых актов по указанной выше тематике:
проектом Положения об основах организации маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по территории муниципального образования;
проектом Положения о порядке конкурсного отбора пассажирских перевозчиков для выполнения муниципального заказа на осуществление социально значимых пассажирских перевозок по территории муниципального образования;
проектом Положения об основах тарифного регулирования транспортных услуг на территории муниципального образования;
Методическими рекомендациями по составлению заявки хозяйствующего субъекта на тариф по маршрутным пассажирским перевозкам автомобильным транспортом;
проектом договора на предоставление услуг по транспортному обслуживанию населения муниципального образования.
Помимо этого, в приложении представлена краткая характеристика судебной практики по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги по транспортному обслуживанию населения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

Содержание раздела