Организация транспортного обслуживания населения


Проблемы общего характера


1. Отсутствие концепции в отношении конкуренции в сфере транспортного обслуживания городского населения открывает простор для произвольных ограничений конкуренции на региональном и местном уровнях. Так, ввиду сохранения значительной части предприятий пассажирского автомобильного транспорта в муниципальной собственности или собственности субъектов Российской Федерации соответствующие администрации в той или иной степени подменяют контроль пассажирских перевозок элементами монополии государственных (муниципальных) транспортных предприятий либо противоречащими федеральному гражданскому, антимонопольному и иному законодательству ограничениями прав хозяйствующих субъектов на осуществление деятельности в этой сфере. Как следствие, монополия небольшого числа перевозчиков существенно ограничивает конкуренцию в отрасли и способствует сохранению высоких издержек предприятий, финансируемых за счет бюджетов субфедерального уровня.

2. Финансовая и организационная политика органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по отношению к организации транспортного обслуживания городского населения не исходит из ясных критериев и норм разграничения между двумя различными по требуемой степени вмешательства категориями перевозок:

перевозками на основе государственного/муниципального заказа на осуществление социально значимых перевозок, которые нуждаются в бюджетном финансировании;

перевозками вне государственного/муниципального заказа, в отношении которых вмешательство со стороны органов власти в рыночные процессы должно сводиться в основном к регулированию маршрутов и формированию условий и порядка предоставления данного вида услуг по транспортному обслуживанию населения.

Иначе говоря, в настоящее время отсутствуют подходы к определению размеров той части городского пассажирского транспортного комплекса, которая требует финансовых ресурсов государства и местного самоуправления, и той ее части, где достаточно использовать меры нефинансового регулирования при поддержании условий для самофинансирования пассажирских перевозчиков.


Начало  Назад  Вперед