Организация транспортного обслуживания населения

         

Полномочия органов местного самоуправления


Согласно ст. 6 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации, относится «организация транспортного обслуживания населения и муниципальных предприятий». В то же время ни в одном нормативном правовом акте Российской Федерации нет расшифровки самого понятия «транспортное обслуживание населения». Таким образом, с одной стороны, органы местного самоуправления муниципальных образований несут ответственность перед населением муниципального образования за результаты организации транспортного обслуживания, однако, с другой стороны, федеральное законодательство не определяет, что, собственно, подразумевается под такой организацией.

В связи с этим существует целый ряд вопросов, ответы на которые в действующем федеральном законодательстве отсутствуют. К примеру:

является ли достаточным для организации транспортного обслуживания населения формирование маршрутной сети на территории муниципального образования?

должен ли орган местного самоуправления, для того чтобы организовать транспортное обслуживание населения, создавать собственное муниципальное пассажирское предприятие или вполне достаточно привлечь к предоставлению услуг по транспортному обслуживанию населения пассажирских перевозчиков немуниципальной формы собственности?

какой объем пассажирских перевозок, организованных муниципальным органом управления городским пассажирским транспортным комплексом, является достаточным для того, чтобы считать задачу организации транспортного обслуживания населения муниципального образования выполненной?

достаточно ли организовать пассажирские перевозки по маршрутам, проходящим по территории муниципального образования, с периодичностью один раз в сутки или необходимо обеспечить на маршрутах круглосуточную работу пассажирских перевозчиков, выполняющих рейсы по маршрутам с периодичностью один раз в час?

какой должна быть маршрутная сеть, расположенная на территории муниципального образования, и является ли приемлемым для муниципального образования организация единственного маршрута, связывающего центр муниципального образования с наиболее плотно заселенными окраинами, или необходимо организовать, к примеру, пассажирские перевозки по каждой улице города?




если орган местного самоуправления муниципального образования является организатором транспортного обслуживания населения, имеет ли он право определять максимальную потребность в услугах по транспортному обслуживанию населения, которые могут предоставляться на территории муниципального образования, и каким образом определить данную максимальную потребность?

каковы права и обязанности по организации транспортного обслуживания населения муниципальных образований органов исполнительной власти федерального и регионального уровней?

Как видим, представленный выше перечень содержит отнюдь не праздные вопросы. От ответа на них зависит, как орган местного самоуправления муниципального образования будет организовывать транспортное обслуживание населения и, что немаловажно, в каких целях. Безусловно, с точки зрения населения муниципального образования маршрутная сеть городского пассажирского транспортного комплекса, объединяющая в единое целое всю городскую улично-дорожную сеть, предпочтительней маршрутной сети, расположенной лишь на улицах с максимальным пассажиропотоком. Однако необходимо принимать во внимание тот факт, что ресурсы органа местного самоуправления муниципального образования, который он может направить на реализацию задачи организации транспортного обслуживания населения, отнюдь не безграничны, тем более в существующих условиях практически тотальной дотационности российских муниципальных образований.

Что же сказано на эту тему в действующем федеральном законодательстве? К сожалению, очень немногое. Перечень полномочий муниципального органа управления городским пассажирским транспортным комплексом умещается буквально на половине страницы.



1. Муниципальный орган управления городским пассажирским транспортом (далее – МОУГПТ) <7, ст. 72, п. 6>:

руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;

осуществляет контроль за работой иных пассажирских перевозчиков, предоставляющих услуги по маршрутным пассажирским перевозкам автомобильным транспортом;



утверждает маршруты маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом;

утверждает графики движения автотранспорта по маршрутам маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом;

привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения пассажирских перевозчиков, действующих на территории муниципального образования;

обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в муниципальном образовании;

организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах и в аэропорту.

2. МОУ ГПТ анализирует работу пассажирского транспортного комплекса муниципального образования, по согласованию с ГИБДД вносит предложения по строительству новых, реконструкции, расширению или благоустройству действующих остановок ГПТ <8, ст. 6, п. 20; 6>.

3. МОУ ГПТ может принимать решения об организации новых маршрутов, увеличении количества транспорта на маршруте или закрытии действующих маршрутов. Решения принимаются по результатам проведенных исследований пассажиропотока или по многочисленным обращениям граждан <6, п. 4.18>.

4. МОУ ГПТ ведет реестр перевозчиков и их автотранспорта, работающего на территории муниципального образования <7, ст. 72, п. 6>.

5. В целях защиты прав пассажиров МОУ ГПТ имеет право в случае выявления факта предоставления услуг по маршрутным пассажирским перевозкам, не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, приостанавливать предоставление услуг по маршрутным пассажирским перевозкам автомобильным транспортом до предоставления перевозчиком информации или прекращать предоставление перевозчиком этих услуг <9, ст. 44>.

Все остальные полномочия МОУ ГПТ могут трактоваться как не соответствующие действующему федеральному законодательству. Как следствие, закрепление в субфедеральных (региональных или местных) нормативных правовых актах дополнительных полномочий может быть опротестовано на этом основании органами по надзору за соблюдением федерального законодательства, а само исполнение данных полномочий может быть приостановлено.Примеров подобной реакции органов прокуратуры, арбитражных судов, региональных отделений Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), к сожалению, крайне много, часть из них приведена в приложении 7.



Содержание раздела