Организация транспортного обслуживания населения

         

Общий подход к разработке заявки пассажирского перевозчика на тариф


Одним из важнейших элементов системы регулирования тарифов является методика подготовки заявки на тариф. Заявка перевозчика на тариф должна содержать обоснование предлагаемой величины тарифа. Помимо заявки, регулирующий орган должен использовать и другую информацию, связанную со спросом на услуги, возможностями бюджета муниципального образования и социальными факторами. Для этого регулирующий орган в соответствии с отдельной методикой формирует систему целевых индикаторов и определяет предельно допустимый уровень их значений на основе информации, предоставленной в регулирующий орган муниципалитетом или иными источниками. Одним из этих целевых индикаторов может стать предельный уровень тарифов, приемлемый для муниципалитета и населения. Кроме того, регулирующий орган должен использовать индикаторы качества, надежности обслуживания и др.

Обоснованным можно считать такой тариф, который приемлем для всех заинтересованных сторон: муниципалитета, пассажиров и самого перевозчика. Поэтому первый этап расчета тарифов — определение целей муниципалитета, потребителей и самого перевозчика и разработка системы индикаторов, характеризующих степень достижения этих целей. Каждый целевой индикатор должен характеризоваться областью значений, приемлемых для заинтересованных сторон. Одним из целевых индикаторов может быть предельный уровень тарифов, приемлемый для населения и бюджета муниципального образования. Установление и мониторинг системы целевых индикаторов позволит убедиться, что ситуация находится в приемлемых для всех заинтересованных сторон рамках.

Второй этап расчета тарифов — определение стоимости достижения целевых показателей, т.е. расчет финансовых потребностей перевозчика. На этом этапе определяется, какая сумма средств необходима перевозчику, чтобы обеспечить необходимое качество обслуживания по приемлемой цене в долгосрочный период. Основное противоречие между интересами потребителей и муниципалитета, с одной стороны, и интересами перевозчика — с другой, заключается в том, что потребители и муниципалитет стремятся к минимизации тарифа при удовлетворительном качестве услуг, в то время как перевозчик стремится максимизировать свою экономическую прибыль, не утруждая себя заботами о качестве. Поэтому в процессе регулирования тарифа необходимо определить, какова минимальная величина тарифа, позволяющая перевозчику покрыть свои финансовые потребности в долгосрочный период.

На основе определения финансовых потребностей перевозчик разрабатывает свои предложения по величине тарифа. В настоящее время тарифы устанавливаются большей частью произвольно и зависят скорее от социальных, политических факторов, платежеспособности потребителей, чем от реальной стоимости предоставления услуги по перевозке.

При разработке тарифов следует учитывать и то, как население муниципального образования будет реагировать на изменение тарифа, т.е. как изменится объем потребления услуг. Эта проблема рассматривается в разделе об эластичности спроса.



Содержание раздела