Организация транспортного обслуживания населения


Индикаторы операционной деятельности


Расходная ставка в расчете на одного платного пассажира ? данный индикатор представляет собой отношение расходов на перевозки маршрутными автобусами к объему перевозок платных пассажиров.

Необходимость определения ставок в расчете на одного платного пассажира вызвана следующими причинами. Как уже отмечалось ранее, объем перевозок льготных пассажиров – величина абстрактная, ничем не подтвержденная, корректно определить ее за достаточно большой временной интервал практически невозможно. В настоящее время в подавляющем большинстве городов России предприятия ГПТ определяют ее с учетом рекомендаций Росстата, в соответствии с которыми предполагается (!), что каждый льготный пассажир совершает по внутригородским маршрутам 50 поездок в месяц. Несмотря на то, что почти две поездки в день – величина относительно реальная, нельзя не учитывать того обстоятельства, что значительную часть пассажиров, обладающих правом бесплатного проезда, составляют люди, не имеющие в силу различных причин возможности регулярно пользоваться ГПТ (инвалиды, дети-сироты, в меньшей степени это касается ветеранов Великой Отечественной войны и труда). Кроме того, 50 поездок в месяц пассажира-«льготника» учитываются каждым городским предприятием ГПТ, что, вполне естественно, приводит к еще большей неточности при определении общего объема перевозок.

Кроме того, серьезные погрешности допускаются даже при определении количества льготных пассажиров. Это связано с тем, что городские администрации, как правило, не имеют сведений о численности населения, имеющего льготы по профессиональному признаку: сотрудники милиции, оперативных подразделений органов налоговой полиции, ФСБ, ГУИН, военнослужащие, курсанты и т.д.

В итоге расчетный объем перевозок пассажиров, отражаемый во всех традиционных статсборниках, может отличаться от фактического объема почти в два раза. Следовательно, при учете только платных пассажиров у предприятия ГПТ намного меньше возможностей по искусственному завышению (или занижению, в зависимости от поставленной задачи) показателей, характеризующих эффективность пассажирских перевозок.




Начало  Назад  Вперед