с поручением Министерства Российской Федерации
Настоящий документ разработан общественно-государственным объединением «Ассоциация Документальной Электросвязи» в соответствии с поручением Министерства Российской Федерации по связи и информатизации. В разработке и обсуждении документа принимали участие: Андреев Владимир Дмитриевич (ИнфоТеКС), Беззубцев Олег Андреевич (ФСБ), Белов Сергей Алексеевич (РНТ), Беляев Сергей Леонидович (ФСБ), Васьков Олег Викторович (Sun Microsystems), Велигура Александр Николаевич (АНДЭК), Володин Александр Владимирович (Центр Финансовых Технологий), Горбунов Алексей Викторович (РТКомм.РУ), Гусев Дмитрий Михайлович (ИнфоТеКС), Дегтярев Владимир Юрьевич (Демос-Интернет), Золотухина Алевтина Федоровна (Зенон Н.С.П.), Калайда Игорь Алексеевич (Гостехкомиссия России), Кирюшин Сергей Евгеньевич (Технический центр РТС), Козлов Андрей Геннадьевич (АНДЭК), Кремер Аркадий Соломонович (Исполком АДЭ), Кудрявцев Олег Анатольевич (Ингосстрах), Куранов Анатолий Иванович (Центральный телеграф), Курносов Иван Николаевич (Минсвязи России), Лебединский Сергей Михайлович (РТКомм.РУ), Лунин Анатолий Васильевич (ИнфоТеКС), Ляпунов Игорь Валентинович (ЛАНИТ), Маховик Леонид Павлович (Ростелеграф), Никишин Николай Александрович (ИнфоТеКС), Огородов Дмитрий Владимирович (Юридический Центр «Юрбиком»), Плеханов Анатолий Александрович (Минсвязи России), Поташников Александр Викторович (ИнфоТеКС), Сахаров Василий Петрович (Демос-Интернет), Семилетов Станислав Иванович (Институт государства и права РАН), Старков Роман Захарович (ИЦ ДЭС), Сухоруков Алексей Валерьевич (Технический центр РТС), Тинтман Александр Наумович (МО ПНИЭИ), Фадюшин Алексей Борисович (АНДЭК), Чапчаев Андрей Анатольевич (ИнфоТеКС), Чеглаков Сергей Иванович (ЛАНИТ), Эмм Максим Сергеевич (НИП Информзащита).
Успешная реализация Федеральной программы «Электронная Россия», развитие государственных и коммерческих информационных систем невозможны без использования средств надежной и оперативной аутентификации пользователей этих систем и контроля целостности исходящих от них электронных документов.
Механизмы аутентификации и контроля целостности информации необходимы как на уровне отношений «госструктура – госструктура» (далее – «Уровень 1»), так и на уровнях «госструктура – хозяйствующий субъект» (далее «Уровень 2»), «хозяйствующий субъект – хозяйствующий субъект» (далее – «Уровень 3»)[1].
Одним из наиболее совершенных механизмов аутентификации участников информационных систем и контроля целостности электронных документов является электронная цифровая подпись (ЭЦП). В соответствии с федеральным законом “Об электронной цифровой подписи” для подтверждения подлинности ЭЦП должны использоваться сертификаты открытых ключей подписи, выдаваемые удостоверяющими центрами. Удостоверяющие центры составляют основу инфраструктуры открытых ключей (ИОК). Технология ИОК является наиболее эффективной и широко применяемой в мировой практике использования ЭЦП и других услуг информационной безопасности, например, защиты информации от разглашения и несанкционированной модификации.
В данном документе кратко рассматриваются возможные принципы формирования системы удостоверяющих центров РФ (СУЦ РФ) как ключевого звена в задачах реализации ИОК, позволяющей эффективно использовать новейшие достижения информационных технологий для автоматизации ведения государственных и коммерческих отношений как внутри России, так и во внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, в т. ч. и в свете планов вступления России в ВТО.
Задачами данного документа являются рассмотрение вариантов построения архитектуры СУЦРФ, принципов регулирования деятельности удостоверяющих центров, вопросов юридического, технического и образовательного обеспечения процессов выдачи цифровых сертификатов и использования электронной цифровой подписи в органах государственного управления и отношениях хозяйствующих субъектов, включая рекомендации по распределению финансовых рисков между участниками информационных систем.