Основные принципы формирования системы удостоверяющих центров

         

Приоритетные прикладные задачи для СУЦРФ


Дальнейшее развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), вызванное потребностями развития экономики, приводит к тому, что ИКТ из средства информатизации («однонаправленного информирования») постепенно превращается в инструмент управления и повседневного «двустороннего» взаимодействия между собой государства, граждан и бизнеса.

По мере перенесения практики социальных и деловых отношений государства, граждан и бизнеса на Интернет/Интранет приложения все большую роль будет играть ИОК, призванная повысить эффективность этих отношений и обеспечить преемственность исторически сложившихся юридических норм и практики. Центральным звеном всей национальной ИОК должна стать адекватная Система УЦ РФ, способная уже на начальном этапе развертывания обеспечить решение наиболее приоритетных прикладных задач.

Первоочередные прикладные задачи целесообразно разделить на три группы. К первой группе отнести прикладные задачи в сфере отношений «госструктура – госструктура», ко второй группе – прикладные задачи из сферы отношений «госструктура – хозяйствующий субъект» и к третьей группе – задачи из сферы «государство – население». Главным критерием при выборе приоритетов должен быть критерий роста и эффективности национальной экономики, именно этот критерий должен быть положен в основу выбора и/или пересмотра приоритета для той или иной прикладной задачи.

Характерными примерами являются:

 

В отношениях госструктура - госструктура:

- переход на безбумажный ведомственный документооборот, что по разным оценкам снижает затраты учреждения на обработку документов в 10-20 раз, при этом время обработки документа уменьшается с дней до часов или даже секунд (при использовании средств автоматизированной обработки),

-          обеспечение конфиденциальности переписки (что, в условиях широкого применения средств перехвата электронных сообщений становится все более актуальным, особенно в проектах оборонного и исследовательского характера),




-          повышение ответственности служащих (функция неотказуемости),

-          организацию эффективного управленческого документооборота, обслуживающего не только исполнительскую вертикаль министерств и ведомств, но и горизонтальную координацию между ними,

-          создание межведомственных закрытых и публичных «Электронных форумов» для обеспечения эффективной проработки и реализации внутриведомственных и межведомственных проектов (включая законодательные инициативы, бюджетные предложения и т.д.),



Не менее важны аспекты использования ЭЦП в отношениях государство – хозяйствующий субъект. Из основных можно отметить:

-          создание на основе единой PKI «Электронных конкурсных площадок» для проведения конкурсов на получение госконтрактов, продажу имущества, недвижимости, продажи/выделения земельных участков и т.д.,

-          создание системы госзакупок через специальные порталы -  здесь также экономический эффект достигается снижением стоимости и времени на обработки конкурсных заявок и, как следствие, увеличением оборачиваемости бюджетных средств,

-          создание унифицированных систем для работы с подотчетными лицами («работодатели – Пенсионный фонд», «налогоплательщики – МНС» и т.д.).

Важную роль ЭЦП может сыграть в отношениях государство – население:

-          развитие на основе Web технологий и инфраструктуры PKI систем «электронного голосования», что позволит обеспечить более тесную интеграцию «электората» в системы самоуправления различного уровня и обеспечить более эффективное развитие демократических процессов на местном и федеральном уровне, практически исключит возможность различных злоупотреблений в ходе тех или иных выборов (референдумов) за счет уникальности сертификатов ЭЦП выборщиков (голосующих).



-          создание электронного удостоверения личности – электронный паспорт – перенос идентификаторов личности на электронный носитель с использованием криптографических средств защиты, что повышает защищенность удостоверения в 106 раз и, кроме стандартных данных, обычных для бумажного паспорта может содержать цифровой сертификат, данные социального страхования и т.д.

В примере с электронным паспортом очевидна необходимость однозначно (доказуемо) идентифицировать личность участника электронного общения. Но это лишь один из возможных способов использования сертификатов, поэтому технология К числу первоочередных прикладных задач первой группы «госструктура – госструктура» целесообразно отнести (включая, но не ограничиваясь) следующие задачи:

1.0.Организацию с использованием возможностей Системы УЦ РФ эффективного управленческого документооборота, обслуживающего не только исполнительскую вертикаль министерств и ведомств, но и горизонтальную координацию между ними, что позволит персонализировать ответственность во всей исполнительской цепочке и получить исходные данные для решений по дебюрократизации и повышению эффективности деятельности госаппарата.

2.0.Организация с использованием ИОК внутриведомственных и межведомственных закрытых и публичных «Электронных форумов» для обеспечения эффективной проработки и реализации внутриведомственных и межведомственных проектов (включая законодательные инициативы, бюджетные предложения и т.д.), направленных на развитие сегментов экономики, определяющих потенциал ее роста в целом.

К числу первоочередных задач второй группы «госструктура – хозяйствующий субъект» целесообразно отнести (включая, но не ограничиваясь):

1.0.Создание «Электронных конкурсных площадок» для проведения конкурсов на получение госконтрактов, продажу имущества, недвижимости, продажи/выделения земельных участков и т.д., то есть везде, где необходимо обеспечить прозрачность отношений бизнеса и государства и исключить возможность коррупции и неразумных издержек и затрат, обеспечить доступность госзаказов и госконтрактов на равных крупному, среднему и мелкому бизнесу, унифицировать и создать единые правила проведения подобных конкурсов всеми ведомственными структурами.



2.0. Создание на основе единой ИОК интегрированной системы для работы с подотчетными лицами («работодатели – Пенсионный фонд», «налогоплательщики – МНС» и т.д.) за счет эффективной кроссертификации УЦ разных ведомств и интеграции технологий различных производителей УЦ, что позволит оптимизировать выделение бюджетных ресурсов и уменьшить накладные расходы на решение этой задачи разными ведомствами.

3.0.Создание «Интерактивных Порталов Развития и Кооперации мелкого и среднего бизнеса» с механизмами ИОК для включения мелких и средних предприятий в «электронную» экономику на равных с крупными корпорациями, которые в отличие от небольшого бизнеса уже сегодня обладают собственными значительными ресурсами для развития инструментов электронной торговли.

К числу первоочередных задач в третьей группе «государство – население» целесообразно отнести (включая, но не ограничиваясь):

1.0.Развитие на основе Web-технологий и инфраструктуры ИОК систем «электронного голосования», что позволит обеспечить более тесную интеграцию «электората» в системы самоуправления различного уровня и обеспечить более эффективное развитие демократических процессов на местном и федеральном уровне, практически исключит возможность различных злоупотреблений в ходе тех или иных выборов (референдумов) за счет уникальности сертификатов ЭЦП выборщиков (голосующих).

Перечень приоритетных прикладных задач является предварительным и подлежит уточнению по мере развертывания работ в рамках Уполномоченного Федерального Органа.

Прикладные задачи из разряда отношений «хозяйствующий субъект – хозяйствующий субъект» в настоящем разделе подробно не рассматриваются, так как они будут регулироваться участниками корпоративных информационных систем самостоятельно. В то же время необходимым условием успешного развития электронной коммерции является возможность выдачи необходимого разнообразия сертификатов. Инфраструктура открытых ключей ИОК предусматривает возможность наличия у одного пользователя нескольких сертификатов (в России эта возможность закреплена законом “Об электронной цифровой подписи”).


Содержание раздела